Религиозный капитал: теоретические подходы и особенности операционализации
Ключові слова:
религия, религиозный капитал, религиозное участие, теория рационального выбора, религиозный рынокАнотація
В статье рассматриваются основные положения концепции религиозного капитала и теории рационального выбора. Заимствуя экономическую перспективу и терминологию, авторы теории рационального выбора Л. Ианнаконе, Р. Старк и Р. Финк развивают новый подход к анализу религиозного участия. Рассмотрение религиозного участия и практик в русле инструментальной рациональности отличается от существующих в рамках теории секуляризации представлений о религиозном сознании и поведении как о иррациональном, или, по крайней мере, нерациональном. Предложенный подход позволяет объяснять закономерности конфессиональной мобильности, межрелигиозных браков, изменения религиозной принадлежности.
Посилання
2. T. W. Schultz and the Human-Capital Approach to Entrepreneurship, http://methodology.chat.ru/becker1.htm
3. Patnam, R. (2001), Creation of democracy: the traditions of social activity in modern Italy, Kyiv : Osnovy, 302 p.
4. Coleman, J. (2000), Social Capital in the Creation of Human Capital, ed. Dasgupta, P., Serageldin, I., By Social Capital: A Multifaceted Perspective, Washington : The World Bank, 242 p.
5. Burdie, P. (2004), The forms of capital, Distinction: social criticism of judgment (fragments of the book), Moscow : ROSSPEN, 680 p.
6. Stark, R., Bainbridge, W. S. (1987), Theory of Religion, New Brunswick ; New Jersey : Rutgers University Press.
7. Stark, R., Bainbridge, W. S. (1985), The Future of Religion: Secularization, Revival, and Cult Formation, Berkeley : University of California Press, 56 p.
8. Safronov, R. (2009), “Modern sociological theories of religion in the US and Europe”, http://www.intelros.ru/pdf/religiovedcheskie_issledovanija/1-2-2009/04.pdf
9. Iannaconne, L.R. (1990), Religious practice: a human capital approach, Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 29, No..
10.Burdie, P. (2007), Social space: fields and practices, Moscow : Institute of Experimental Sociology, St.Petersburg : Aleteiya, 54 p.
11. Iannaconne, L.R. (1991), The consequences of religious market structure: Adam Smith and the economics of religion, Rationality and Society, No. 3, Pp. 156–177.
12. Snow, D. A., Machalek, R. (1983), The Convert as a Social Type, ed.by Collins, R., Sociological Theory, No. 1, Pp. 259–289.
13. Travisano, R.V. (1970), Alternation and Conversion as Qualitatively Different Transformations, ed. by Stone,G. P., Faberman, H. A., Social Psychology Through Symbolic Interaction, Pp. 594–606.
14. Iannaconne, L.R. (1994), Why strict churches are strong, American Journal of Sociology, No. 99, Pp. 1180–1211.
15. Iannaconne, L.R. (1990), Religious practice: a human capital approach, Journal for the Scientific Study of Religion , No. 29, http://csrs.nd.edu/assets/50013/religious_practice_a_human_capital_approach.pdf